Новости

22 мая 2019

Начались тесты российской инновационной экологичной краски для яхт


На прошлой неделе в Калининграде на воду была спущена яхта, которая в ходе продолжительной эксплуатации в морских и пресноводных водоёмах призвана продемонстрировать эффективность отечественной инновационной краски для защиты корпусов яхт, судов, а также портовых и др. морских сооружений от обрастания морскими организмами. Создали эту краску-антифоулинг нового поколения на Родине прославленного адмирала Ушакова – в Мордовии. Специалисты стартапа «Многофункциональные покрытия» Центра нанотехнологий и наноматериалов Республики Мордовия работали над инновацией почти год.

Перефразируя слова известного мультперсонажа, как вы яхту покрасите, так она и поплывет. В процессе эксплуатации подводная часть судна, равно как и морских сооружений, подвергается не только усиленному коррозионному воздействию агрессивной среды, но и обрастанию животными и растительными организмами. При обрастании подводной части корпуса судна увеличивается сопротивление воды его движению, в результате чего необходимо увеличивать мощность энергетической установки для достижения нужной скорости, что приводит к перерасходу топлива и ухудшению экономических показателей на рейс. По данным американских специалистов потеря скорости судов из-за обрастания составляет 8—15%, а рост расхода топлива — до 20—35% за междудоковый период. Кроме того, обрастание датчиков эхолотов, лагов, спидометров и другого оборудования, находящегося постоянно под водой, резко снижают эффективность их действия и, в связи с этим, затрудняют эксплуатацию судов. Для портовых и других морских сооружений такие обрастания также очень вредны из-за повышенной коррозии конструкций, а также нежелательного увеличения массы: при благоприятных условиях для морских организмов — обрастателей — их масса на корпусе судна или буровой платформе за два месяца может достичь 200 тонн! Понятно, почему эта проблема так занимает судовладельцев - обрастание корпуса морских судов, платформ и портовых сооружений влияет не только на техническую, но и на экономическую составляющую эксплуатации мирового торгового флота и морских сооружений. По подсчетам американских ученых, ежегодно на борьбу с обрастанием в мире расходуется примерно 500 млн. долларов.

Борьба с обрастанием подводной части корпусов судов и морских сооружений представляет сложную задачу, нерешенную окончательно и в настоящее время. Хотя известно несколько способов борьбы с обрастанием, наиболее простым, самым распространенным и самым важным является окраска судов специальными необрастающими красками-антифоулингами, изготовленными на различной основе. Ранее для этих целей применяли различные вещества, включая смолу, мышьяк и другие. Но главный принцип работы оставался неизменным: чтобы защитить корпус от нежелательных обитателей, его покрывали специальным составом, содержащим различные яды, токсичные для морских животных и водорослей. Современное развитие химии повлияло лишь на состав защитных материалов, оставив принцип действия неизменным – такие краски постоянно выделяют в воду токсины, спасая конструкцию от биологических организмов.

Однако, токсичные краски оказывают отрицательное воздействие и на экологически и экономически важные промысловые морские организмы, а также создают опасность вреда здоровью человека в результате употребления в пищу морских продуктов. Поэтому многие страны (США, Канада, Япония, страны ЕС) приняли законодательные акты, в той или иной степени ограничивающие или запрещающие использование токсичных соединений в противообрастающих красках.

Инновационная краска-антифоулинг от стартапа Центра нанотехнологий и наноматериалов Республики Мордовия «Многофункциональные покрытия» лишена этих недостатков и отличается нетоксичностью и экологичностью, при этом сохраняет свои главные свойства – обладает антиобрастающим эффектом. Такая краска создана на основе очень прочной полиуретановой краски МФП-УР-35100, что позволяет ей быть эффективной продолжительное время.

«Основное отличие нашего антиобрастающего состава кроется в использовании инновационных веществ на основе фторированных полимеров, - рассказывает главный технолог компании-разработчика антифоулинга нового поколения Ильдар Кильдеев. – Эти полимеры образуют на поверхности слой с крайне низкой адгезией, за счёт чего микроорганизмы не могут прикрепится к поверхности судна. А используемые в составе краски одностенные углеродные нанотрубки повышают шероховатость поверхности, придавая поверхности «эффект лотоса», что значительно повышает антиобрастающие свойства краски».

В настоящее время инновационная краска-антифоулинг испытывается в «боевых» условиях – ею окрашены подводные участки корпуса яхты. После 4 месяцев испытаний будет зафиксирован эффект по антиобрастанию и инновация перейдет к стадии сертификации и широкому выводу на рынок.

Справочная информация:

Стартап «Многофункциональные покрытия» (ООО «МФП») – проектная компания Центра нанотехнологий и наноматериалов Республики Мордовия, деятельность которой сфокусирована на разработках и производстве новых лакокрасочных и других материалов с заданными свойствами для покрытий различных поверхностей, в т.ч. для специальных применений:

  • антиобрастающие краски (антифоулинги);
  • антиобледенительные краски;
  • антистатические краски с углеродными нанотрубками;
  • сверхпрочные краски для дорожной разметки;
  • фасадные краски с водоотталкивающим эффектом;
  • реставрационные краски;
  • теплоизоляционные краски;
  • сверхпрочные грунты;
  • др. ЛКМ с улучшенными эксплуатационными характеристиками.
Для всех материалов осуществляется входной контроль сырья и контроль качества готовых продуктов в аттестованной лаборатории с новейшим оборудованием. Лаборатория позволяет не только следить за контролем качества производимой продукции, но также разрабатывать и тестировать новые виды красок, покрытий и функциональных пластиков. Испытания продуктов проходят по государственным стандартам.

Яндекс.Метрика